Автор: Алексей Ким, akim@lessonslearned.ru, www.lessonslearned.ru
В этой заметке хотелось бы рассмотреть, что такое система управления предприятием, что за проекты по внедрению систем подобного класса и в чем их особенность.
Система управления предприятием – это совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия.
В начале 2000-х случился настоящий бум по внедрению систем подобного класса. И крупные и средние компании покупали и внедряли самые разнообразные системы управления предприятием, пополняя балансы консалтинговых компаний и компаний интеграторов. Делали они это исходя из двух простых целей, а) повышение капитализации компании б) улучшение информационного обмена между различными подразделениями компании в) распил денег. Первую цель мы отложим, т.к. автор не является специалистом в области оценки компаний, а вот вторую рассмотрим. Итак, чем же помогает внедряемая система в улучшении информационного обмена?
Для начала, рассмотрим несколько концепций информационных систем управления предприятием. Наиболее известные из них – MRP, MRPII и ERP.
Material Requirement Planning (MRP) – система планирования потребности материалов. Данная концепция позволяла спланировать потребность ресурсов на предприятии и снизить запасы. Разработанная в 1950-х годах, концепция MRP сильно устарела к настоящему времени. Сегодня, трудно найти систему управления предприятием основанную только на концепции MRP.
Manufacturing Resource Planning (MRPII) – концепция, позволяющая планировать не только материальные ресурсы предприятия, но также денежные и людские ресурсы. Концепции MRP и MRPII встречаются в автоматизированных системах управления предприятием как их часть.
Enterprise Resource Planning – логическое развитие концепций MRP и MRPII. В добавление к планированию производства добавлено планирование службы сбыта, моделирование потока заказов и т.д. Системы управления предприятием класса ERP стали системами, автоматизирующими все подразделения предприятия. Именно ERP системы наиболее часто внедряли компании в 2000-х годах и именно ERP системы, как правило, подразумеваю под термином “система управления предприятием”.
Итак, как я уже сказал, ERP и MRP системы автоматизируют все подразделения предприятия. В этом как раз и получается основной эффект, все службы работают в одной системе и могут отслеживать действия друг друга, практически в режиме реального времени. И вот тут-то как раз и кроется специфика проектов внедрения систем класса ERP и MRP. Поскольку внедряемая система управления предприятием является ИТ системой, зачастую ее внедрение рассматривается как ИТ проект. Это в корне не правильно. На подразделение ИТ проект внедрения такой системы окажет наименьшее влияние, т.к. как правило, для грамотных ИТ специалистов это “всего лишь еще одна система для поддержки”, в отличии от других подразделений, которым вполне вероятно придется не только привыкать к работе в новой системе, но и перекраивать свои процессы, изменять методы работы, как того требует внедряемая система. Соответственно, если в начале проекта задекларирована цель, “система управления предприятием должна быть внедрена”, такой проект, как правило, обречен. Необходимо понимать, что внедряемая ERP или MRP система предназначена для решения конкретных долгосрочных задач, а проект по внедрению системы управления предприятием, является комплексным организационным проектом, где установка и доработка автоматизированной системы является лишь вершиной айсберга.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- Версия для печати
- Отправить другу